О проекте
Первые шаги родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В формировании и развитии личности любого человека независимо от его физических, нравственных, интеллектуальных, психических возможностей и особенностей главное значение имеет семья. Дети с особыми образовательными потребностями больше, чем другие дети, нуждаются во внимании и поддержке семьи. Каждая семья отличается своей неповторимой индивидуальностью, обладает свободной волей, безмерными возможностями в направленности жизни, познании мира других людей и переживании совместного счастья. Теперь уже неважно, от кого Вы услышали, что Ваш ребенок «нетипичный». Может это произошло в поликлинике, может в детском саду, а, может и в школе. В любом случае на Вашу долю выпадают переживания, справится с которыми один на один нелегко, а зачастую и невозможно. Многие из Вас пытались опровергнуть поставленный диагноз, сохраняя надежду на то, что это ошибка и совершенно не касается Вашей семьи и уж тем более Вашего ребенка.
Для Вас, кто готов к принятию ситуации, а также к решительным действиям для достижения цели «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал достойным членом общества!», представленная информация поможет сделать первые шаги на этом непростом пути. Главное – важно усвоить, что для нормального развития особого ребенка необходима, прежде всего, организация полноценного функционирования и взаимодействия основных сторон его бытия: жизни в семье, медицинского обслуживания, образования, реабилитации.
Часто, воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, мы – родители, принимаем его таким, какой он есть. Безусловно, мы любим его, жалеем, лишаем самостоятельности, оберегаем, отгораживаем свое сокровище от внешней, «агрессивной», как нам кажется, среды. Мы поступаем так по многим субъективным причинам, даже не подозревая, какой вред наносим своему ребенку, не предоставляя возможности для его самореализации.
За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи – мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Поэтому очень важно, чтобы в образовательной организации, в которой будет обучаться Ваш ребенок, были созданы все условия, обеспечивающие максимальный физический, эмоциональный комфорт, а также условия, отвечающие образовательным потребностям ребенка.
Именно для определения таких специальных образовательных условий Вам следует обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию. О том, где и как можно пройти данную комиссию в Вашем муниципальном районе (городском округе) Вы можете узнать либо в местном органе управления образованием, либо в реестре территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Челябинской области.
Если в Вашем муниципальном районе (городском округе) нет территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, то Вы можете обратиться в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Челябинской области, созданную на базе Областного центра диагностики и консультирования (г. Челябинск, ул. Худякова, д.20).
Каждая психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет комплексную диагностику психофизического развития детей в возрасте от 0 до 18 лет, определяет образовательный маршрут ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями, проводит экспертизу социально-психолого-педагогических условий развития и обучения детей.
В таком обследовании задействованы разные специалисты:
- врач-педиатр, врач-психиатр;
- педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог;
- при наличии нарушений анализаторных систем (органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) обязательным становится наличие профильных специалистов: сурдопедагога, тифлопедагога, врача-ортопеда, врача-окулиста.
В результате обследования выносятся заключения:
- психолога об уровне психического развития ребенка;
- логопеда об уровне речевого развития ребенка;
- учителя-дефектолога об уровне развития познавательной деятельности.
Также даются рекомендации по реализации программы обучения ребенка, созданию специальных и дополнительных образовательных условий, указываются основные направления коррекционно-развивающих мероприятий специалистов службы сопровождения.
К заседанию психолого-медико-педагогической комиссии следует подготовиться. Ваша задача – представить как можно больше информации о своем ребенке для объективной оценки его возможностей.
Вы можете сделать это различными способами:
-
представить видеозаписи собственных занятий с ребенком, любые другие источники информации, по которым можно увидеть его возможности (например, заполнить анкету об особенностях развития вашего ребенка);
-
попросить педагогов, с которыми занимается ребенок, написать характеристику, в которой должны быть отражены индивидуальные особенности ребенка, в том числе, поведение в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, поскольку ребенку потребуется демонстрировать свои возможности перед специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. Также важно, чтобы педагог указал программу обучения, сроки ее освоения и трудности, которые испытывает ребенок в процессе учебы;
-
захватить рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности малыша. Если это ребенок школьного возраста, то очень важно представить образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике.
-
представить сведения о соматическом здоровье ребенка, особенностях работы его анализаторных систем, пройти обследование у участкового психиатра.
Подводя итог, отметим, что на психолого-медико-педагогическую комиссию Вам следует представить следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт родителей / законных представителей
- медицинская карта ребенка;
- выписка из амбулаторной карты ребенка о состоянии здоровья на текущий момент (ее делает Ваш участковый педиатр) с заключениями следующих специалистов: ЛОР-врача, врача-окулиста, врача-невролога, ортопеда (если отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата), сурдолога (если отмечается нарушение слуха), врача-психиатра;
- заполненная родителем анкета об особенностях развития ребенка / психолого-педагогическая характеристика из образовательной организации (обязательно с указанной датой, подписями педагогов и руководителя образовательной организации, печатью образовательной организации) / педагогическое представление на психолого-медико-педагогическую комиссию;
- результаты продуктивной деятельности ребенка: рисунки, аппликации, поделки, рабочие тетради, школьный дневник, табель об успеваемости с результатами промежуточной и итоговой аттестации.
В случае Вашего несогласия с решением психолого-медико-педагогической комиссии, расположенной в Вашем муниципальном районе (городском округе), его можно обжаловать в центральной психолого-медико-педагогической комиссии Челябинской области, расположенной по адресу:
г. Челябинск, ул. Худякова, д.20, Областной центр диагностики и консультирования.
Главное, не стесняйтесь задавать вопросы, получив ответы на которые, Вам станет легче определиться с дальнейшими шагами при получении образования Вашим ребенком.