Расстройства аутистического спектра

Для ребенка с расстройствами аутистического спектра характерны следующие особенности развития и поведения

  • трудности в общении, которые проявляются в потребности сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию, либо самоагрессию;
  • ребенок не вступает в обычное для его возраста общение. Зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно (частично). Характерна непереносимость взгляда в глаза – «бегающий взгляд». Глаза видят правильно, но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей», «ходит мимо людей» и относится к ним как к неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств; не замечает никого вокруг, не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери;
  • выявляются нарушения концентрации (сосредоточения) внимания, его быстрая истощаемость. Бывают резкие колебания активного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации; 
  • все виды восприятия сопровождает чувство неприятного. С раннего детства у такого ребенка отмечается сенсорная и эмоциональная сверхчувствительность. Сначала эта чувствительность приводит к состоянию возбужденности. В дальнейшем внимание ребенка становится трудно привлечь, он не реагирует на обращения. Страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира. Отсюда стремление к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • интеллектуальная недостаточность не является обязательной при раннем детском аутизме. Некоторые дети с ранним детским аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень. Такие дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные возможности, даже быть частично одаренными в различных областях. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания;
  • хорошо развита механическая память. Они быстро запоминают большие по объему стихи и рассказы, но плохо понимают их содержание, не умеют пользоваться заученными знаниями на практике;
  • содержание игр монотонно, поведение в них однообразно. Дети годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия (включать и выключать свет или воду и т.д.). Попытки взрослых прервать эти действия, часто безуспешны. Дошкольник не может играть со сверстниками, играет «рядом», но не вместе. Но, в то же время проявляет  потребность в совместной игре, играя с детьми, формально следует правилам, с трудом учитывает обратную связь (как эмоциональную, так и сюжетную), чем и раздражают сверстников, а это, в свою очередь, усиливает неуверенность ребенка. Характерно предпочтение манипуляциям с неигровыми предметами, в том числе предметами домашнего обихода, не имеющими игровых функций (чулками, шнурками, ключами, катушками, палочками, бумажками и т.д.). Любимыми являются такие однообразные манипуляции, как пересыпание песка, переливание воды. Ребенок поглощён игрой, т.е. его трудно отвлечь от однообразных игровых действий. Монотонные игры могут продолжаться часами, без малейшего признака утомления;
  • уже в первые два года жизни достаточно выражены и специфичны речевые расстройства. Особенно характерным является слабость или отсутствие реакции на речь взрослого (не отзывается на обращения, не фиксирует взгляда на говорящем взрослом). Фразовая речь появляется от 1 года до 3 лет, но носит в основном комментирующий характер. Часто встречаются непроизвольное повторение звуков, слов и фраз, мутизм. Отсутствие местоимения «я». О себе говорят во втором и в третьем лице; 
  • в моторике характерны вычурность движений (особая подпрыгивающая походка, бег на цыпочках, причудливые гримасы и позы). Движения лишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью (внешне ничем не мотивированные, неожиданные для окружающих движения: внезапно вздрагивает, вырывается и бежит, бесцельно хватает и бросает предметы, вдруг кусает кого-либо или ударяет без повода), склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам. 
Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида или инклюзивную группу ДОУ, группу при ППМС-центрах, группы кратковременного пребывания. 

Аутичному ребенку, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором (специалист) может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

Уважаемые родители! Необходимо помнить, что Вашему ребенку трудно адаптироваться к новой ситуации, к дошкольному учреждению, ему легче в привычной, предсказуемой обстановке, поэтому он будет лучше вести себя на занятиях, чем на переменах. Темп и продуктивность деятельности очень неровные, поэтому ребенок нуждается в индивидуализации учебного плана.

Большую роль играет подбор эффективной медикаментозной терапии и своевременность лечения. Возможно использование техник поведенческой терапии, такие формы терапевтического вмешательства, как иппотерапия, общение с дельфинами и т.п. Часто необходимо подключать медикаментозную терапию, которую может назначить и проводить исключительно врач-психиатр. Целесообразно четкое соблюдение режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм, и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде. 

Прогноз развития и адаптации такого ребенка зависит не столько от объективных факторов, сколько от его ресурсных возможностей, полностью зависит от формы и тяжести заболевания и определяется врачом-психиатром. При благоприятных обстоятельствах и оптимальных условиях ребенок может достаточно успешно окончить общеобразовательную школу.

Рекомендации по воспитанию ребенка с ранним детским аутизмом в семье 

  • Вашего ребенка необходимо вывозить на экскурсии в общественные места, такие как магазин, аптека, зоопарк, парикмахерская. Экскурсии вызывают эмоционально-чувственные переживания, что важно для Вашего ребенка.
  • Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость, совместное переживание с ребенком прожитого и планирование предстоящего создают в совокупности временную сетку, благодаря которой каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какое-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.

Важно размечать пространство, в котором живет Ваш ребенок. 

Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации - когда у мамы, например, появились время и силы. 
Многие аутичные дети очень любят слушать музыку, неплохо воспринимают и понимают её, но не могут выполнять простые танцевальные движения, так как такие дети испытывают огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушение тонуса, ритма, координации движения, распределения их в пространстве.
Поэтому Вашему ребенку возможно будет полезна специальная индивидуальная программа физического и музыкального развития, сочетающая приёмы работы в свободной, игровой и чётко структурированной форме. 

Полезны занятия спортом, так как ребенок получает возможность усложнить своё понимание смысла происходящего, научиться понимать, что такое проигрыш, выигрыш, адекватно их переживать, учится взаимодействовать с другими детьми. 
У ребенка часто страдает речь, особенно ее коммуникативная функция. На начальных этапах обучения работа по развитию речи должна быть направлена на создание предпосылок к развитию речи – интереса к окружающему, предметной деятельности, слухового внимания и восприятия. 

  • Если Ваш ребенок без помощи взрослого не владеет жестами привлечения внимания, просьбы, отрицания, утверждения, радости, то необходимо проводить специальные занятия по формированию жестовой речи, по формированию своего «я».
  • Очень важными для ребенка являются занятия по ознакомлению с детской художественной литературой. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах, сказках, рассказах художественных образов людей, логики их жизни, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, важно для социализации ребёнка, его эмоциональной стабилизации.
  • Стимуляция речевой активности на фоне эмоционального подъема. Взаимодействие с ребенком на фоне повышения его тонуса может значительно облегчить появление непроизвольного произношения слогов, слов, предложений. Ребенком скорее подхватываются отдельные междометия, восклицания, но эмоционально произнесенные взрослым. Например, при выдувании мыльных пузырей – бульканье (буль-буль-буль), реплики (еще, хлоп, лети, лови-лови); при игре с водой – кап-кап, плюх; при раскачивании малыша на качелях – кач-кач, на лошадке-качалке – но-о, иго-го, скачи, изображение цоканья копыт и т.п.
Воспроизведенные ребенком слова или их обрывки необходимо усилить своим повторением, добавляя еще понемногу новые слова (но-о, лошадка, скачи быстрей и т. п.).
  • Когда малыш находится в состоянии эмоционального подъема, следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Например, если ему очень чего-то хочется и понятно чего, и он тянет ручку в нужном направлении, надо сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме, воодушевленный, с каким-то предметом или игрушкой в руках: «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола: «Лови меня» и т.д. 
  • Известно, что помощником взрослого, пытающегося наладить взаимодействие с ребенком, может выступать, прежде всего, ритмическая организация воздействий. 
  • Для повышения эмоционального тонуса ребенка рекомендуется использовать приятные для него сенсорные впечатления, положительные,  сильные переживания. Для этого, конечно, надо хорошо знать конкретные пристрастия Вашего ребенка, его особые интересы, а также то, что может вызвать его неудовольствие, страх.
  • Необходимо проводить работу и по развитию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Начинать надо с воспитания интереса к данным видам деятельности, заинтересованности в её процессе и в результате. Вы должны лепить, рисовать, строить из кубиков, выполнять аппликацию на глазах у Вашего ребёнка, потом совместно, а потом по образцу, вместе с ним обыгрывать постройки и поделки.
  • Советуем рационально использовать те предметы и игрушки, которые вызывают у Вашего ребёнка интерес и особый эмоциональный отклик. Необходимо проводить различные игры, упражнения по знакомству с изобразительными материалами (краски, пластилин, мелки, карандаши).
  • Начинать обучение игре необходимо с самых простых действий с игрушками. Вам следует играть вместе с ребенком (качать, катать куклу в коляске, кормить, уложить спать и т.д.). Совершая вместе с ребенком эти действия, Вы должны обращать внимание на их последовательность. Игра может открыть доступ к сердцу ребенка, вызвать у него желание познать окружающий мир.
  • Помните эмоционально насыщенные ритмические игры и движения нередко уменьшают двигательные расстройства (насильственные подпрыгивания, раскачивания и т. д.). Но прежде чем включить в ситуацию игры новые раздражители, необходимо выяснить, что ребенку неприятно – свет или яркие краски и т.д., и оградить его от их воздействий, необходимо произвести ревизию привычных вещей и игрушек и удалить те из них, которые вызывают отрицательную эмоциональную реакцию либо страхи. 
  • Проводите с ребенком различные подвижные игры. В этих играх ребенок может заявить о себе (криком, смехом). Ребенок в таких играх познает себя через объект и при помощи объекта в движении и во времени.
  • Ребенка необходимо учить самообслуживанию. Главная роль здесь принадлежит Вам. Ребенок часто с трудом усваивает последовательность выполнения навыков самообслуживания, поэтому необходимо всячески поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, учить аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, учить выполнять отдельные поручения по уходу за животными и растениями.
  • От ребенка невозможно ожидать быстрого результата. Он длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может и через год - два. Помните, что ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто действительно не может ждать обещанного, беспомощен в ситуации выбора. Это не должно Вас пугать.