Психолого-педагогическая характеристика детей с психическим недоразвитием (с  интеллектуальной недостаточностью)

Уважаемые родители, если Вы заметили, что Ваш ребенок:
  • с трудом идет на контакт со взрослыми и детьми;
  • не может оценить возможные последствия своих поступков, событий, отделить главное от второстепенного, вследствие чего возникают бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам; 
  • часто наблюдается немотивированная смена настроения (может быть повышенное веселое настроение или наоборот, ребенок плаксив и раздражителен); 
  • ласков и привязчив к близким или наоборот, груб, нетерпим, но в тоже время, не может объяснить своего состояния, выделить причину настроения и критично отнестись к этому, но ребёнок незлобен, благодушен;
  • быстро утомляется, не стремится довести начатое дело до конца, отказываясь от него при малейшей трудности, нет инициативы; 
  • долго осваивает навыки самообслуживания (не может самостоятельно раздеться и одеться, вымыть руки); 
  • выражены затруднения в понимании содержания картинки, сказки или рассказа, плохо различает основные цвета, геометрические формы и особенно оттенки, не может сложить разрезную картинку, не узнает знакомый предмет; 
  • испытывает наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, в заданиях на обобщения, классификацию, выделения четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа;
  • при сравнении предметов выделяет не существенные признаки, затрудняется устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для него установление сходства между предметами;
  • внимание привлекается с трудом, удерживается на непродолжительное время, не улавливает многое из того, что говорит взрослый. Все новое усваивает крайне медленно, лишь после многих повторений, быстро забывает воспринятое;
  • не может заучивать стихи и припоминать материал;
  • не владеет активной речью, ограничено понимание обращенной речи, привязанность к ситуации;
  • сверстники не принимают ребенка в совместные игры; 
  • нет предметного рисунка и желания рисовать.
Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то Вам необходимо проконсультироваться у врача психиатра, дефектолога, психолога, которые предложат необходимую как медицинскую, так и психолого-педагогическую помощь Вашему ребенку.

Ваш ребенок может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, группы комбинированного вида, инклюзивные группы, группы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида. При этом необходимо медицинское сопровождение со стороны педиатра, невролога, психиатра.
Ему проще адаптироваться в группах нормально развивающихся сверстников, но при условии сопровождения ребенка специалистами – дефектологом, логопедом, психологом и др. 

Динамика развития ребенка достаточно медленная, но при соответствующих программах воспитания и обучения наблюдается удовлетворительная социальная адаптация. При неблагоприятных условиях значительно усложняется социальная адаптация и увеличивается риск формирования асоциальных форм поведения. 

При выраженных степенях психического недоразвития динамика овладения программным материалом, как и динамика психического развития в целом, не очень благоприятна и прогноз развития и социальной адаптации определяется медицинским диагнозом, своевременностью его установления и адекватностью лечения. В школьном возрасте Ваш ребенок будет обучаться по адаптированной образовательной программе образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рекомендации по воспитанию ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях семьи

  • Важно активное включение Вашего ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы он не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
  • Всем членам семьи важно выработать единые требования к ребенку в выполнении им самостоятельных действий, движений, правил поведения.
  • Организуйте выполнение учебных заданий, поручений так, чтобы Ваш ребенок в большинстве случаев добивался успеха. Это способствует развитию познавательных интересов и развивает упорство и настойчивость.
  • Если задание выполнено правильно, то используйте одобрение и поощрение лакомством, игрушкой, просмотром любимой книги как награду, можно энергично пожать руку. Для ребенка это значит намного больше, чем общая словесная похвала. 
  • Если Вы используете словесную похвалу, то она должна содержать в себе конкретную информацию: «Ты правильно собрал пирамидку!» а не общие слова: «Очень хорошо».
  • На прогулках с ребенком постоянно разговаривать с ним по поводу увиденного, или наблюдаемого события, предмета, явления.
  • Постепенно усложняйте задания. Сначала выполняете действия совместно с ребенком, потом по подражанию, а от них к действиям по показу и образцу, затем по словесной инструкции. 
  • Обучение ребенка проводите в игровой форме, так как у детей снижена познавательная активность, и использование игровой мотивации является решающим в усвоении навыков вашим ребенком. 
  • Используйте разнообразные дидактические и сюжетные игрушки. Например, пирамидки с кольцами, шариками и одноцветные, и разноцветные, большие и маленькие, потому что у детей затруднен перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую и в повседневную жизнь. 
  • Уделяйте большое внимание развитию общих движений и мелкой моторики. Используйте пальчиковые игры, массаж, действия с мелкими предметами. Желательны занятия плаванием, ходьба на лыжах, игры с мячом, катание на велосипеде.
  • Не старайтесь сами все сделать за ребенка, постоянно укрепляйте у него уверенность в себе, в собственных силах.