Психолого-педагогическая характеристика детей с психическим недоразвитием (с интеллектуальной недостаточностью)
Уважаемые родители, если Вы заметили, что Ваш ребенок:
- с трудом идет на контакт со взрослыми и детьми;
- не может оценить возможные последствия своих поступков, событий, отделить главное от второстепенного, вследствие чего возникают бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам;
- часто наблюдается немотивированная смена настроения (может быть повышенное веселое настроение или наоборот, ребенок плаксив и раздражителен);
- ласков и привязчив к близким или наоборот, груб, нетерпим, но в тоже время, не может объяснить своего состояния, выделить причину настроения и критично отнестись к этому, но ребёнок незлобен, благодушен;
- быстро утомляется, не стремится довести начатое дело до конца, отказываясь от него при малейшей трудности, нет инициативы;
- долго осваивает навыки самообслуживания (не может самостоятельно раздеться и одеться, вымыть руки);
- выражены затруднения в понимании содержания картинки, сказки или рассказа, плохо различает основные цвета, геометрические формы и особенно оттенки, не может сложить разрезную картинку, не узнает знакомый предмет;
- испытывает наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, в заданиях на обобщения, классификацию, выделения четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа;
- при сравнении предметов выделяет не существенные признаки, затрудняется устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для него установление сходства между предметами;
- внимание привлекается с трудом, удерживается на непродолжительное время, не улавливает многое из того, что говорит взрослый. Все новое усваивает крайне медленно, лишь после многих повторений, быстро забывает воспринятое;
- не может заучивать стихи и припоминать материал;
- не владеет активной речью, ограничено понимание обращенной речи, привязанность к ситуации;
- сверстники не принимают ребенка в совместные игры;
- нет предметного рисунка и желания рисовать.
Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то Вам необходимо проконсультироваться у врача психиатра, дефектолога, психолога, которые предложат необходимую как медицинскую, так и психолого-педагогическую помощь Вашему ребенку.
Ваш ребенок может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, группы комбинированного вида, инклюзивные группы, группы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида. При этом необходимо медицинское сопровождение со стороны педиатра, невролога, психиатра.Ему проще адаптироваться в группах нормально развивающихся сверстников, но при условии сопровождения ребенка специалистами – дефектологом, логопедом, психологом и др.
Динамика развития ребенка достаточно медленная, но при соответствующих программах воспитания и обучения наблюдается удовлетворительная социальная адаптация. При неблагоприятных условиях значительно усложняется социальная адаптация и увеличивается риск формирования асоциальных форм поведения.
При выраженных степенях психического недоразвития динамика овладения программным материалом, как и динамика психического развития в целом, не очень благоприятна и прогноз развития и социальной адаптации определяется медицинским диагнозом, своевременностью его установления и адекватностью лечения. В школьном возрасте Ваш ребенок будет обучаться по адаптированной образовательной программе образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рекомендации по воспитанию ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях семьи
- Важно активное включение Вашего ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы он не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
- Всем членам семьи важно выработать единые требования к ребенку в выполнении им самостоятельных действий, движений, правил поведения.
- Организуйте выполнение учебных заданий, поручений так, чтобы Ваш ребенок в большинстве случаев добивался успеха. Это способствует развитию познавательных интересов и развивает упорство и настойчивость.
- Если задание выполнено правильно, то используйте одобрение и поощрение лакомством, игрушкой, просмотром любимой книги как награду, можно энергично пожать руку. Для ребенка это значит намного больше, чем общая словесная похвала.
- Если Вы используете словесную похвалу, то она должна содержать в себе конкретную информацию: «Ты правильно собрал пирамидку!» а не общие слова: «Очень хорошо».
- На прогулках с ребенком постоянно разговаривать с ним по поводу увиденного, или наблюдаемого события, предмета, явления.
- Постепенно усложняйте задания. Сначала выполняете действия совместно с ребенком, потом по подражанию, а от них к действиям по показу и образцу, затем по словесной инструкции.
- Обучение ребенка проводите в игровой форме, так как у детей снижена познавательная активность, и использование игровой мотивации является решающим в усвоении навыков вашим ребенком.
- Используйте разнообразные дидактические и сюжетные игрушки. Например, пирамидки с кольцами, шариками и одноцветные, и разноцветные, большие и маленькие, потому что у детей затруднен перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую и в повседневную жизнь.
- Уделяйте большое внимание развитию общих движений и мелкой моторики. Используйте пальчиковые игры, массаж, действия с мелкими предметами. Желательны занятия плаванием, ходьба на лыжах, игры с мячом, катание на велосипеде.
- Не старайтесь сами все сделать за ребенка, постоянно укрепляйте у него уверенность в себе, в собственных силах.