Особенности обучения детей с умственной отсталостью в образовательной организации дополнительного образования
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности[1], что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности[2] проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Представлениям свойственна фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности[3].
При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Своеобразие протекания психических процессов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности,в особенности произвольной,что выражается в недоразвитиимотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в деятельности. В процессе выполнения задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории детей в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
Для детей с легкой умственной отсталостью характерны следующие образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к таким детям;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Рекомендации родителям ребенка с умственной отсталостью
1) Избавьтесь от собственных негативных эмоций и чувств посредством общения с другими семьями.
2) Узнайте о возможностях развития вашего ребенка.
3) Узнайте о состоянии здоровья, в котором находится Ваш ребенок, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.
4) в значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали.
Какой бы необходимой и своевременной ни была информация, полученная от специалистов, какими бы важными ни были поддержка и понимание со стороны ваших друзей и соседей, - они не окажутся для Вас такими благотворными, как контакт с родителями детей с теми же проблемами.
Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию, в которой он будет находиться. Если у вашего ребенка выявлена умственная отсталость, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
Если Вы ведете своего ребенка в обычную образовательную организацию, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:
- реализуется ли в образовательной организации адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
- входят ли в штат организации педагогические, медицинские и социальные работники, понимающие особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку, инженер, имеющий соответствующую квалификацию в обслуживании электроакустической аппаратуры;
- есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с умственной отсталостью;
- осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, ортопед и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.);
- при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся;
- есть ли в организации программа сотрудничества с семьей обучающегося, направленная на обеспечение взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах ребенка и его семьи.
- какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри образовательной организации, а именно:
1) обеспечен ли на территорию образовательной организации беспрепятственный доступ тех детей, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения, к объектам инфраструктуры организации;
2) предусмотрено ли в помещениях для детей специальное оборудование, позволяющее оптимизировать их деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении деятельности;
3) есть ли в помещениях для занятий зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов;
Также Вам необходимо знать, что занятия с детьми с умственной отсталостью может осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Если образовательная организация, в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.
[1] Познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.
[2] Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
[3] Речевая деятельность – сложный процесс, представленный в виде письма, говорения, слушания и чтения.