Психолого-педагогическая характеристика слепоглухих детей

Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность, т.е. ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий), на их развитие и совершенствование.

Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей:
  • кожная чувствительность и двигательная память становятся для слепоглухих детей особым способом познания окружающего (легко слепоглухие дети находят окна и даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном). Ребенок опирается во всём на свой собственный двигательный и осязательный опыт;
  • отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Ребенок, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы;
  • вибрационные ощущения являются основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Тактильно-вибрационная чувствительность помогает ребенку ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении (определяет на расстоянии приближающихся людей по походке, узнает, кто вошел в комнату, слушает рукой звуки музыки, определяет ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т.д.);
  • могут по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом. Это поможет ребенку ориентироваться в окружающем мире. Успехи современной медицины сделали возможным возвращение способности слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации (вживление во внутреннее ухо звукоснимающего устройства);
  • характерны особенности развития личности и эмоциональной сферы. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка.
  Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, инклюзивные группы, группы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида. 
При сохранных познавательных возможностях и Вашем правильном поведении слепоглухой ребенок способен к определенному самостоятельному развитию.
   
Отечественный опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями убеждает, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Даже небольшое продвижение в развитии способствует обретению большей самостоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Успехи ребенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.

Рекомендации по воспитанию слепоглухого ребенка в условиях семьи

  • Решающим моментом в успешном развитии слепоглухого ребенка является Ваше чуткое и творческое к нему отношение, благодаря которому ему удается пройти начальный уровень воспитания в семье до поступления в школу. 
  • Специалисты в работе с ребенком должны быть знакомы с методами воспитания слепоглухого ребенка и практикой социально-психологической поддержки семьи. 
  • Вопрос о потенциальной сохранности умственных возможностей ребенка должен решаться после не менее, чем годичного диагностического обучения. Ребенка учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. 
  • Необходимо помнить, что усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении. Сначала формируются первые средства общения – это жесты. Ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций,  таких как утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.  Затем идет освоение жестов языка глухих, дактильным или устным словом, в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).
  • Обучение ребенка идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Такой метод обучения обоснован тем, что слепой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого.
  • Необходимо организовывать самостоятельные наблюдения ребенка руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.п.  Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. 
  • Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.