Глухие, слабослышащие, позднооглохшие

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено. По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.

Развитие общения слабослышащего ребенка с взрослым протекает своеобразно из-за недоразвития речи, поэтому взрослый остается главным инициатором общения. У детей отмечаются отставание в развитии движений и их своеобразие. При выполнении многих движений, дети производят излишний шум. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, не координированных движениях. Темп деятельности обычно несколько снижен, так как ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому. Отмечается замедленность выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом.

Познавательное развитие детей протекает своеобразно: 
  • развитие восприятия идет медленнее. Дети четвертого года жизни складывают разрезную картинку из двух – трех частей. Только к шести годам они складывают картинку из пяти – шести частей. Слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руку к его поверхности или ощущать его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего музыкального инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха. Большое значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложиться на зрительный анализатор;
  • свойственно отставание в развитии памяти и формировании предметной и игровой деятельности;
  • длительное время ребенок мыслит не словами, а образами, что обусловливает отставание в мышлении, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, трудности при выявлении сходства и различий между предметами;
  • необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Возможны проявления агрессивного поведения, которое будет связано с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны педагога и сверстников;
  • ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях и, следовательно, не может сопереживать. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысла и причины.
  • наблюдаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Внимание, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому работают с ним лучше всего, хуже – буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок;
  • отмечаются более позднее становление предметного рисунка, к пяти годам ребенок начинает активно рисовать и лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, большая склонность к точному прорисовыванию деталей; 
  • часто бывают беспомощными в различных бытовых ситуациях, длительное время усваивают навыки самообслуживания. В некоторых случаях это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой со стороны родителей, стремлением заменить доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными.

Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, инклюзивные группы, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида.
Прогноз развития и адаптации Вашего ребенка в целом достаточно благоприятный, он тем лучше, чем меньше выражены нарушения слуха и раньше начаты реабилитационные мероприятия (обеспеченность слуховыми аппаратами, и квалифицированная сурдопедагогическая и техническая помощь по их обслуживанию).

 

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями слуха в условиях семьи

  • С Вашим ребенком обязательно нужно говорить, при этом Ваша речь должна быть четкой и краткой. Ребенку помогают понять речь окружающих привычный темп и тембр голоса говорящего, возможность видеть лицо говорящего и его мимику.
  • Необходимо больше наблюдать за разными явлениями и предметами окружающей действительности (экскурсии, пешие прогулки на природу, музеи и т.п.).
  • Весь материал, по мере необходимости, должен быть предъявлен ребенку в письменном виде, поэтому Вам всегда нужно иметь блокнот и карандаш, использовать различных средств общения: устная речь, письменная речь (слова, написанные печатными буквами на табличках), а также применение естественных жестов и мимики. Содержанием взаимодействия взрослого и ребенка является предметная деятельность, в ходе которой ребенок понимает функции предмета и его свойства. 
  • Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития. Слабослышащие дети в возрасте 2 – 3 лет с трудом идут на контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку или со взрослыми. Поэтому одна из задач на этом этапе – это воспитание в ребенка интереса и доброжелательного отношения к сверстникам. Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения – положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию или отзывчивости; отрицательного отношения к грубости, обману и т.д.
  • В организации работы по развитию слухового восприятия использовать музыкальные занятия. Содержанием обучения должно быть развитие двигательных навыков под музыку, восприятие несложных музыкальных произведений, игра простейших ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракас, барабан, треугольник и др.), овладение элементами пения.
  • Необходимо постоянно следить за слуховым аппаратом, использовать звукоусиливающую аппаратуру.
  • Ваше отношение и отношение членов семьи к ребенку должно быть позитивным, доброжелательным, не старайтесь сами все сделать за ребенка, постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.