Нарушения опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации дополнительного образования

Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной разнообразностью и диссоциацией[1] в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются разные виды патологии опорно-двигательного аппарата. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость (инфантильность) проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных[2] технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).

Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно при условии создания для них безбарьерной среды[3], обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на занятиях, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Рекомендации родителям ребенка с нарушениями речи

1.        Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2.        Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.        Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.        Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.        Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.        Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

7.        Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8.        Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.

9.        Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10.   Чаще прибегайте к советам специалистов. Взаимодействуйте со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК).

11.   Приспособьтесь к двигательным возможностям ребенка, сделайте тренажеры и специальные приспособления для стимуляции развития двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка. Познакомьтесь с приемами массажа и нормализации тонуса мышц.

12.   Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

13.   Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Уважаемы родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию, в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата (НОДА), то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.

Если Вы ведете своего ребенка в обычную образовательную организацию, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

-          реализуется ли в образовательной организации адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

-          входят ли в штат организации специалисты по адаптивной физической культуре, медицинские специалисты;

-          есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с НОДА.

-          осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (ортопед, невропатолог, психиатр и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.);

-          при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся;

-          какие созданы условия для перемещения ребенка по образовательной организации, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри образовательной организации, а именно:

1)       есть ли на территории образовательной организации плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое;

2)       есть ли пандус у входа в здание (пандус должен быть достаточно пологим (10 - 12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему; ширина пандуса должна быть не менее 90 см; необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50 - 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны; ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски; двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз);

3)       есть ли вдоль коридоров поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию; ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет;

4)       есть ли в помещениях для занятий зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов;

5)       есть ли в организации специальное оборудование (различные варианты инвалидных колясок, подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах, мебель, соответствующая потребностям ребенка и другое;

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация, в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую образовательную организацию.



[1] Диссоциация в психологии — защитный механизм психики, «отделение» себя от своих неприятных переживаний.


[2] Ассистивные технологии - специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение, улучшающее мобильность, слух, зрение и возможности для общения.


[3] Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.