Ваш ребенок может получать общее образование[4] в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования[5].

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся дошкольные образовательные организации (иными словами – детские сады), в которых для Вашего ребенка могут быть созданы группы:

  • компенсирующей направленности[6];

  • комбинированной направленности[7].

При этом указанные группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 – 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 – 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По Вашему запросу также возможна организация работы групп в выходные и праздничные дни[8].

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах)[9].

Следовательно, выбирая дошкольную образовательную организацию, в которой будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами  (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии[10].

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой[11], а для инвалидов[12], также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[13].

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[14]. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии[15].

Под специальными условиями[16]понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  1. использование специальных:

  • образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно)[17];

  • технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

  1. предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;

  2. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  3. обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  4. другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом.



[1] ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[2] Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]

[3] ч.3 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[4] ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[6] В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [п.13 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»].

[7] В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [п.13 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»].

[8] п.14 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

[9] ч. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[10] ч. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[11] ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[12] Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].

[13] Индивидуальная программа реабилитации инвалида– разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы*, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].
*Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].

[14] ч. 2 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[15] ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[16] ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[17] ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»