Наряду с общим образованием Ваш ребенок может получать и дополнительное образование. В настоящее время дополнительное образование только в самом начале пути к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательный процесс должен быть организован по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития [52] ребенка. Указанные программы могут быть различных направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Обратите внимание на то, что реализуемые дополнительные образовательные программы должны быть включены в лицензию учреждения на осуществление образовательной деятельности [53] . Так дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждениями, могут быть ориентированы на:

  • трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут Вашему ребенку с учетом его возможностей и особенностей освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);
  • социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала Вашего ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
  • коррекцию личностных качеств Вашего ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещающих общеобразовательные организации. Содержание таких программы ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.

Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.


[52] п. 18 Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

[53] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»